Стулья и кресла эксплуатируются интенсивнее, чем многие другие предметы мебельной обстановки. Как следствие, изнашиваются они быстрее и сильнее. А что уж говорить о старых образцах!
Наиболее уязвимыми в их конструкции, как правило, являются несущие детали. Они быстрее других элементов выходят из строя. Сегодня реставрация кресла своими руками на качественном уровне, благодаря наличию отличных инструментов и материалов, доступна даже новичку.
Но чтобы либо частично починить кресло, либо полностью отреставрировать его, вовсе не надо вызывать столяра. Надо только знать некоторые технологические особенности этого процесса.
Материалы и инструменты, необходимые для переделки старого кресла
Для удобства мастера и отличного качества работы понадобится следующее:
- обивочная ткань;
- поролон;
- деревянный (фанерный) щит;
- лак для мебели;
- морилка;
- клей по дереву;
- электродрель;
- машинка виброшлифовальная;
- степлер;
- плоскогубцы;
- кусачки;
- отвертки;
- гаечные ключи.
Частичная реставрация кресла
Нередко бывает так, что полностью отреставрировать кресло совсем необязательно. Например, если у него хорошо сохранилась тканевая или кожаная обивка, но сильно расшатались ножки, то капитальное обновление такого предмета не требуется – достаточно заняться ножками.
Рассмотрим наиболее частые случаи поломки составных частей кресла, восстановление которых придаст вторую жизнь всему изделию.
Первый случай: сильно шатаются ножки. Самый простой вариант реставрации – посадить ножки на клей на прежние места. Главный недостаток этого варианта – недолговечность эксплуатации подклеенных ножек. Чтобы устранить его, рекомендуется, помимо приклеивания ножек к горизонтальному бруску, дополнительно соединять скрепляемые части, например, нагелями.
Для этого весь ремонтируемый узел необходимо не спеша разобрать. Желательно заменить шип. При этом места соединения покрываются свежим деревянным клеем, шип вставляется в посадочное место. Для плотного скрепления место соединения стягивается струбциной.
После этого в ножке сверлятся 2-3 отверстия, куда вбиваются нагели. Эти вспомогательные детали, которые также покрывают клеем, должны быть сделаны из древесины твердых пород и в диаметре быть чуть больше, чем диаметр сквозных отверстий. На корпусе сиденья сверлят отверстия, соответствующие расположению нагелей на ножках. Ножки соединяют с остальной частью кресла, накрепко стягивают скрепляемые части друг с другом и оставляют в таком положении до высыхания клея.
Второй случай: сильно растянулись ремни сиденья. Из-за этого в сиденье образуется внушительная «яма». Такой же эффект будет иметь и другой дефект – выпадение гвоздей, которые удерживают ремни в корпусе сиденья. Если все дело в крепеже ремней, его надо восстановить, набив новые гвозди. Если же причина состоит в растянутых старых ремнях, то здесь без их замены новыми не обойтись.
При монтаже новых ремней их необходимо натянуть. Сделать это можно с помощью деревянного бруска. При этом один конец ремня крепят на раме сиденья, другой же конец хорошо натягивают бруском, зажимая ремень между брусом и каркасом кресла. Удерживая ремень в натянутом положении, его прибивают к основанию.
Делать это необходимо так, чтобы после этого остался свободный отрезок ремня длиной 30-40 мм. Он загибается и прибивается гвоздями для большей надежности. Между натянутыми ремнями сиденья оставляют промежутки до 100 мм.
Полная реставрация старого кресла: порядок выполнения работ
Если в комнате давно стоит очень старое кресло, не подавая «признаков жизни», это еще не повод выбрасывать его.
Конечно, во многих случаях лучше купить новый предмет, но нередко хозяину очень не хочется расставаться со старой вещью.
Ведь она может быть очень красивой, стильной, наконец, оказаться настоящей исторической реликвией всей семьи. Не стоит сбрасывать и фактор денежной экономии.
В таком случае стоит попробовать восстановить кресло своими руками. Начинается полная реставрация, разумеется, с разборки мебели. Для этого, сняв с нижней части сиденья бязь, надо открутить спрятанные под ней гайки. Снимая соответствующие элементы крепления, демонтируют подлокотники.
Далее откручиваются элементы крепления, соединяющие спинку и сиденье. В результате этих операций старое кресло должно быть разобрано на такие составные части: сиденье, спинка, задник, 2 подлокотника.
За разборкой следует снятие старой, отслужившей свой срок обивки. Если она еще может для чего-либо пригодиться, делать это стоит аккуратно, постепенно снимая плоскогубцами скобы. Но часто ткань просто срывают. В любом случае следует помнить, что под старой обивкой, скорее всего, скопилось много пыли и мусора.
Далее производится осмотр всех внутренних деревянных деталей. Трещины следует пропитать клеем по дереву, а саму дефектную деталь скрепить скобами. Если деталь не подлежит реставрации, ее меняют на новую, используя такие же по свойствам и размерам заготовки. Также (при необходимости) из деревянного щита по соответствующим размерам и формам вырезаются фигурные элементы, которые пришли в полную негодность.
Со всех старых элементов кресла снимают лак, зашкуривая их дрелью со специальной насадкой. Финишное шлифование производится шлифмашинкой. Деревянные детали покрываются морилкой. После ее высыхания в течение 5-6 часов указанные части лакируют. После этого надо дать лаку высохнуть в течение суток. И только потом можно собирать деревянный каркас изделия.
Сборка производится при помощи металлического крепежа, деревянных нагелей и клея по дереву. Вся конструкция в сборе должна отстояться до полного высыхания клея.
Когда мы полностью реставрируем старое кресло, чаще всего приходится обновлять и мягкий наполнитель. О том, нужно ли менять поролон или его можно восстановить, можно судить только после его внимательного обследования.
Если придется укладывать новый наполнитель, то сначала следует определить толщину старого и прибавить к его реальной толщине 2-3 см (примерно на столько проседает поролон при частом давлении на него). Затем по той же форме и размерам, что и у старого наполнителя, вырезается новый мягкий компонент. При этом его плотность должна быть не меньше 22-25. Если же плотность ниже, то увеличить ее можно, поместив между слоем нового поролона и старой пенорезиной слой спанбонда (бязи).
Новый поролоновый наполнитель или наполнитель из другого подходящего материала приклеивают к деревянному основанию сиденья или крепят скобами по его периметру.
На заключительном этапе ремонта осуществляется обивка кресла тканью. Для этого необходимо старую обивку, предварительно аккуратно снятую с кресла, распороть на отдельные элементы. Наложив эти фрагменты на приготовленную ткань, делают раскрой новых лоскутов.
Постепенно, накладывая отдельные части ткани на соответствующие детали кресла, пришивают к ним соседние тканевые фрагменты. При этом всегда надо помнить, что обивка мебели производится при хорошей натяжке.
В последнюю очередь забиваются углы кресла. Ткань прикрепляется к деревянному каркасу с помощью скоб, прибитых с промежутком 2-3 см друг от друга.
http://moyagostinaya.ru/youtu.be/afMGwr3xmDs
Несколько полезных советов к реставрации кресла
Если у мастера есть желание кардинально изменить дизайн реставрируемого кресла, то лекала для новой обивки нельзя делать со старого. Мерки для раскроя придется делать уже по месту после укладки нового наполнителя.
Необходимо, чтобы качество и плотность новой обивки сочетались с качеством и плотностью наполнителя. Так, при слишком мягком наполнителе жесткое и не очень эластичное полотно может лопнуть из-за излишнего натяжения.
http://moyagostinaya.ru/youtu.be/oPHRV9p3Yj4
При выборе степлера для ремонтных работ по мебели предпочтение следует отдавать механизмам с максимально мощной пружиной.
Реставрация старого кресла – повод не только реанимировать полузабытое изделие, но и шанс поменять стиль всей комнатной обстановки. Поэтому не стоит бояться экспериментировать.